Логопедический массаж – метод коррекционно-педагогического воздействия при нарушениях речевого развития. Эта процедура устранения дефектов произношения не является обязательной, но ее применение как самостоятельно, так и в комплексе мер, является эффективным методом. В нашем центре логопедический массаж продолжительностью 30 мин.
Рекомендовано при
- дизартрии, при этой патологии речи наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства.
- ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет общение.
- заикании.
- речевом недоразвитии (неговорящие дети, ЗРР, ОНР, моторная алалия, афазия).
- прочие нарушения развития речи.
Для любой патологии речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц, кровеносных сосудов. Логопедический массаж помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Особенно, если начинать процедуры в рекомендованный специалистами срок.
Развитие речи с логопедом – это комплекс занятий, направленных на устранение различных нарушений: фонетических, грамматических, лексических, прагматических.
Упражнения рекомендованы:
- при дизартрии (нарушение произносительной стороны речи);
- при алалии (отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте);
- при дисграфии (частичное нарушение процесса письма);
- при дислексии (частичное нарушение процессов чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера);
- при дискалькулии (частичное нарушение способности производить арифметические действия);
- при ОНР (общее недоразвитие речи);
- ЗРР (задержка речевого развития).
Занятия с логопедом проходят индивидуально с родителями или без. Для развития речи детский логопед в своей работе использует различные комплексы и методики для:
- артикуляционной моторики и формирования правильного произношения;
- выработке правильного речевого дыхания;
- улучшения мелкой моторики;
- развития высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, логического мышления.
Биоакустическая коррекция
Биоакустическая коррекция — это метод сенсорной ЭЭГ-зависимой стимуляции головного мозга, при которой внешний акустический сигнал согласован с эндогенной активностью головного мозга в реальном времени.
ПОКАЗАН В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ
Методика БАК направлена на:
- восстановление функционального состояния ЦНС, сопровождающееся нормализацией параметров электроэнцефалограммы;
- нарушение сна и процесса засыпания;
- мигрени, головные боли;
- невроз навязчивых состояний;
- тикозные (тики) расстройства;
- депрессии;
- синдром гиперактивности;
- аутизм;
- генерализованные тревожные расстройства, фоби, панические атаки;
- речевые расстройства, задержка психоречевого развития;
- повышенного артериального давления и сердечно-сосудистых расстройств;
Противопоказания:
- Острый послеоперационный период
- Гипертонический криз
- Высокая температура тела
- Ранний этап после ЧМТ
- Психотическое состояние
- С осторожностью: эпилепсия
Томатис метод (оборудование Besson)
ТОМАТИС МЕТОД – это система слуховых нагрузок для микрогимнастики мышц среднего уха, целью которых является улучшение способности мозга воспринимать
и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Данный метод настраивает мозг анализировать звуковую информацию с помощью ушей. Всем знакома ситуация, когда человек не слышит какие-либо приближающиеся звуки, если на нем надета плотная шапка или производственные наушники. Когда этот звук оказывается уже совсем вблизи, человек вздрагивает. Это происходит потому, что этот звук восприняли кости (костная проводимость), а ухо (воздушная проводимость) так и не услышало этот звук. Люди с нарушенным балансом костная-звуковая проводимость ежеминутно испытывают такие ощущения. Они чувствуют себя словно забросанными раздражителями. Поэтому они вынуждены либо воспринимать всю входящую информацию (человек вынужден стать гиперактивным), либо сортировать её (дети становятся апатичными, чересчур спокойными и перестают воспринимать информацию из вне – ребята с аутизмом). Цель метода Томатис – сделать уши (воздушная проводимость) главным входом
для звуков, а кости (костная проводимость) – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться грамотно. Восприятие звуков меняет и постепенно ситуацию: «просто слышу» — «слушаю, воспринимаю, анализирую» — «контролируемая речь» — «эмоциональный комфорт» — «гармония с собой и окружающим миром».
РЕКОМЕНДОВАНО:
- для улучшения концентрации и внимания, для ускорения формирования речевых навыков, способности к коммуникации, устной и письменной речи
- для стимуляции развития двигательных и координационных навыков
- для улучшения быстроты реакций
- для развития творческого потенциала, чувства ритма, голосовых данных и музыкальных способностей
- перед поступлением в первый класс или перед напряженным периодом школьных экзаменов (для более мягкого их протекания)
- при задержке психического развития
- при задержке моторного развития
- при задержке речевого развития, дислексии, дизартрии, заикании, аллалии и пр.
- при гиперактивности
- при нестабильности эмоционального фона, при подверженности депрессиям, для поддержания уверенности в себе
- при энурезе
- для облегчения состояний при аутизме, ДЦП и способствованию вовлечения человека в социальную жизнь
- детям с нарушениями письменной речи (дисграфия, дислексия)
- для снижения утомляемости
- для расширения поля зрения
- улучшение качества обучения
- для улучшения способности к изучению и освоению языков.
ЗАНЯТИЯ ПРОХОДЯТ в оборудованной комнате с использованием специального оборудования Besson www.besson-of-switzerland.ch (проигрыватель, электронное ухо,
проводные наушники). Для каждого человека программа назначается индивидуально после прохождения диагностики на аудиометре. Через наушники человек прослушивает
определенные записи классической музыки, обработанные индивидуально на специальном фильтре (выбраны произведения Моцарта и грегорианские пения
исключительно по причине присутствия в них максимального вида частот). Процедура проведения метода состоит от 2 до 6 курсов с промежуточными диагностиками
для корректировки программы:
I курс: 15 дней по 2 часа прослушивания. Перерыв минимум 1 месяц, максимум 2 месяца.
II и последующие курсы: 8 дней по 2 часа прослушивания. Перерыв минимум 3 месяца, максимум 6 месяцев.
СПЕЦИАЛИСТ ПО МЕТОДУ ТОМАТИС
Специалист по Томатис методу прошел обучение у официального представителя Besson of Switzerland® — неврологическая клиника «Доктрина» (http://www.besson-ofswitzerland.com/), и является партнером tomatis-center.ru
ОБ ОБОРУДОВАНИИ BESSON ДЛЯ ТОМАТИС МЕТОДА
На мировом рынке предлагается несколько вариантов оборудования. Несмотря на самую высокую ценовую планку, мы остановились на оборудовании Besson и, соответственно,
на обучении и стажировке на этом оборудовании. Здесь будет очень уместным привести выдержку из обращения Малгожаты Шурлей – президента Международной Федерации
по аудио-психо-фонологии и слуховому стимулированию от 14.01.2013 (http://www.centrumapf.pl/?s=aktualnosci;terapia-tomatis-sprzet):
«На переломе 1994/1995 годов я прошла 4-недельный курс обучения методу лично у профессора А.Томатис в Центре Томатиса в Париже. В то время это была единственная
обучающая организация, о чем неоднократно повторял А.Томатис.
Плюсом к обучающему курсу была значительная практика в этом же центре, что позволило мне выполнять деятельность в этой области в городах Лондон, Эдинбург
и с 1999 года руководить уже своим центром ESPACE в Варшаве (http://www.centrumapf.pl).
Именно в этот период А.Томатис разработал окончательный вариант электронного уха и вместе с Кристофом Бессоном (Christophe Besson), его учеником, начал его серийное
производство. Это был аппарат:
- обрабатывающий звуковой сигнал аналоговым способом;
- представляющий возможность стимулирования костной проводимостью;
- обеспечивающий независимую регулировку напряжения звука воздушного и костного каналов;
- обеспечивающий по-отдельности регулировку для правого и левого уха – баланс;
- плавно регулирующий очень существенные параметры, введенные автором метода,
- задержку и прецессию;
- фильтрующий звуковой сигнал в зависимости от потребностей;
- приспособленный к выполнению активных упражнений с помощью микрофона.
Музыкальный материал должен быть записан по системе 24 bit/48 kHz.»
О ПОЛНОМОЧИЯХ НА ПРИМЕНЕНИЕ ТОМАТИС МЕТОДА
В вышеупомянутом обращении Малгожат Шурли также затрагивает вопрос о недоразумении относительно исключительного права на применение
метода А.Томатиса: «В настоящее время ни одно учреждение или организация не имеют права на исключительность в этом отношении. Профессор А. Томатис намеренно
стремился к тому, что его метод стал общественным достоянием. Я лично принимала участие в предпринятых А.Томатисом мерах, нацеленных на противодействие попыткам
приобрести в собственность его достижения, которые предпринимались со стороны некоторых членов его семьи и сотрудников. Поэтому никто не может взимать
лицензионные сборы за предоставление права на использование данного метода, узурпировать права на эксклюзивное обучение и представляться владельцем товарного
знака Томатис.»
ПРАВИЛА ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ТОМАТИС
-
- Ребенок при прослушивании курсов Томатис метода находится под присмотром совершеннолетнего сопровождающего.
- Желательно прослушивание курса проводить каждый день без перерывов, т.к. при этом достигается максимальная эффективность.
- В случае болезни допускается перерыв 2 дня (если болезнь уложилась в 2 дня). При этом возможно увеличение курса на 1 – 2 дня по усмотрению специалиста по Томатис методу.
- Если человек болен более 2-х дней, то дни прослушивания до болезни полностью теряют свой эффект и курс следует начать повторно через время, определенное специалистом по Томатис методу.
- Запрещается прослушивание в случае:
- температуры тела 37,1 гр цельсия и выше, т.к. может спровоцировать повышение температуры.
- насморка. Вследствие отека барабанной перепонки эффект отсутствует.
- эпиактивности в левой височной доле (на основании электроэнцефалограммы (ЭЭГ), сделанной не более, чем за 1 месяц до начала курса).
- Во время прослушивания запрещено:
- пользоваться планшетами, телевизорами, компьютерами.
- разговаривать в помещении по телефону.
- много рисовать.
- различные вибрации (качели, гамаки, прыжки …).
- прием твердой пищи (бутерброды, сушки, печенье). Можно пить, кушать протертое (пюре, йогурт).
- Если во время прослушивания возникла необходимость временно отлучиться (не более 5 мин), то следует проинформировать об этом специалиста, чтобы он поставил на паузу программу.
- Непосредственно после окончания каждого прослушивания желательно 1 час спокойно прогуляться по улице или в спокойной обстановке побыть дома. Посещение шумных или подвижных мероприятий в этот день не рекомендуется.
- Спать можно и это хорошо, т.к. нет естественного сопротивления барабанной перепонки.
- Во время прослушивания обязательное требование: применение тряпичных фиксаторов поверх наушников и на пояс во избежание повреждения оборудования.
- На основании нашего опыта, настоятельно рекомендуем на время прослушивания всего курса ограничить ребенка от дополнительных занятий, которые, ребенок посещает обычно (кружки, секции …), т.к. звуковая нагрузка при прохождении курса значительна и, при превышении общей нагрузки на организм, ребенок может заболеть.